Каждый гражданин знает, что такое паспорт, для чего он нужен и о том, что это документ, удостоверяющий его личность. Но не каждый знает, что такое страховое свидетельство о регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, так называемое СНИЛС.
Некоторые граждане думают, что СНИЛС нужен только при обращении за государственными услугами или в банки, и мало кто знает, что именно в нем хранится вся информация о его пенсионных правах и накоплениях. Страховое свидетельство (СНИЛС) — это документ, в котором указан Страховой Номер Индивидуального Лицевого Счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования. Обязательное пенсионное страхование (ОПС) – это система мер, созданная государством, чтобы обеспечить работающим гражданам частичную компенсацию утраченного заработка после выхода на пенсию. Это значит, что каждый гражданин, как только начинает трудиться, должен быть застрахован своим работодателем (если гражданин – наемный работник) или самостоятельно. То, что человек стал застрахованным лицом в системе ОПС подтверждается наличием у него страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Каждый страхователь (работодатель) обязан ежемесячно перечислять за каждого своего работника страховые взносы и ежеквартально представлять в органы Федеральной налоговой службы индивидуальные сведения (ИС), в которых отражается размер начисленных с начала года страховых взносов и объем перечисленных страховых взносов, а также ежегодно - в Пенсионный фонд сведения о стаже. Общий тариф страховых взносов на ОПС составляет 22% от фонда оплаты труда работника. Все эти индивидуальные сведения должны быть учтены ПФР на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (ИЛС ЗЛ) и в дальнейшем использованы для определения права на пенсию и расчета размера пенсии. Имеется множество способов бесплатно узнать сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (ИЛС). Заказать и ознакомиться со своим индивидуальным лицевым счетом можно:
1. Через личный кабинет на сайте ПФР: выбирается вкладка “Заказать справку (выписку) о состоянии индивидуального лицевого счета”;
2. На портале госуслуг: выбирается “Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР”;
3. В ближайшем территориальном Пенсионном фонде по месту фактического проживания или в МФЦ (нужен только паспорт);
4. Почтой, направив заполненный бланк запроса о предоставлении сведений о состоянии индивидуального лицевого счета. Форму запроса можно скачать с сайта ПФР.
5. В мобильном приложении ПФР, который теперь можно установить на смартфоны (через App Store или Google Play): выбирается “Состояние индивидуального лицевого счета” либо “Заказать документы” (выписку из ИЛС).
Таким образом, без лишних затрат времени, хотя бы раз в год, граждане самостоятельно могут отслеживать информацию о состоянии ИЛС.